Тату культура в России
Автор: Ivan Prokof'ev
Опубликовано: 2694 дня назад (14 февраля 2015)
Блог: Омск
Рубрика: Без рубрики
|
0 Голосов: 0 |
1.Приход татуировки в Россию
Приход татуировок в Россию
Советскими археологами были найдены древнейшие в мире (эпохи неолита) печатки для татуирования тела с ромбическо-ковровым орнаментом, воспроизводящим естественный узор дентина (строения кости) бивня мамонта, и статуэтки, покрытые таким узором. Узоры, похожие на него, постоянно присутствовали в русской вышивке и применяются до сих пор. Подобный орнамент и статуэтки, им покрытые, а также штампы-печати (пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта (росписи тела), были найдены на территории проживания праславянских племен (территория Триполья-Кукутени) и датируются временем энеолита. Энеолитическая трипольская культура оставила после себя помимо статуэток множество образцов керамической посуды, по которой можно судить о миропонимании древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Подобные им, но со своими особенностями, керамические предметы были найдены и в Средней Азии. Каковы же мотивы рисунков, наносимых на тело? Большей частью это символы, посвященные тематике плодородия и солнечных культов.
Скифосакский период
Следующий этап развития татуирования на территории современной России связан с великим переселением народов и кочевыми скифосакскими племенами, о которых еще М. В. Ломоносов сказал, «что из всех прародителей народа русского скифы не последними были». Применение татуировок в железном веке подтверждается и историческими сведениями (сообщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими находками Евразии (алтайские мумии и сходные с ними мумии Тарима). Последовавший ход развития татуировки отследить трудно, и основные ее следы приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского и кырыгизского периода Алтая). Мотивы татуировок кочевых племен были основаны на тотемистической практике шаманизма, выраженной в уникальном «зверином стиле», распространявшемся от фракийских племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.
Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали
Монголославянский период
При выделении славянских племен из социума индоевропейцев имелось несколько обособленных очагов татуирования:
• гетоскифский (западнославянский очаг, основу которого составляли мотивы иллирийцев, трибаллов, фракийцев и скифов),
• скифосакский (центральноазиатский очаг, формировавшийся своеобразным нательным искусством массагетов и финноугров),
• палазиатский (из которого вышел самобытный тюркско-монгольский обряд татуирования).
Однако в период великих походов на Запад, сначала Атиллы, затем многочисленных кочевых племен, окончившихся только в период формирования монгольской империи, отличия в татуировании значительно стерлись. А за триста лет татаро-монгольского ига на Руси общие мотивы устоялись настолько сильно, что выделение каких-либо этнических источников татуирования невозможно и по сей день. Можно лишь отметить, что татуирование к моменту образования Киевской Руси уже перешло из фазы этнической в социальную, дошедшее в этом качестве до начала возрождения искусства татуировки в 19-м веке, и служившее двум задачам — идентификации рода и клеймению преступников.
Средневековый период
В эпоху формирования Российской империи и ее бурной экспансии модификация татуировок проявилась в виде гербовых татуировок знати (дворян) и в способе наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников).
Как исключение стоит отметить: Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали. Накалывали и личный номер. Варварская идея, зато распознавание погибших солдат в петровской армии было стопроцентным.
Нанесение клейма было реанимировано в екатерининский период: видимо, страсть императрицы ко всему китайскому (ведь именно ей мы обязаны «русско-китайскому» стилю в искусстве — палеху) распространялась не только на искусство. А период освоения окраинных территорий — колоний, как и во всем мире, дал дополнительный стимул к развитию татуирования.
Да и потом, уже в качестве моды, татуировка
Приход татуировок в Россию
Советскими археологами были найдены древнейшие в мире (эпохи неолита) печатки для татуирования тела с ромбическо-ковровым орнаментом, воспроизводящим естественный узор дентина (строения кости) бивня мамонта, и статуэтки, покрытые таким узором. Узоры, похожие на него, постоянно присутствовали в русской вышивке и применяются до сих пор. Подобный орнамент и статуэтки, им покрытые, а также штампы-печати (пинтандеры), пригодные для древнего бодиарта (росписи тела), были найдены на территории проживания праславянских племен (территория Триполья-Кукутени) и датируются временем энеолита. Энеолитическая трипольская культура оставила после себя помимо статуэток множество образцов керамической посуды, по которой можно судить о миропонимании древних земледельцев и мотивах в их искусстве. Подобные им, но со своими особенностями, керамические предметы были найдены и в Средней Азии. Каковы же мотивы рисунков, наносимых на тело? Большей частью это символы, посвященные тематике плодородия и солнечных культов.
Скифосакский период
Следующий этап развития татуирования на территории современной России связан с великим переселением народов и кочевыми скифосакскими племенами, о которых еще М. В. Ломоносов сказал, «что из всех прародителей народа русского скифы не последними были». Применение татуировок в железном веке подтверждается и историческими сведениями (сообщения Геродота, Страбона и Иордана) и археологическими находками Евразии (алтайские мумии и сходные с ними мумии Тарима). Последовавший ход развития татуировки отследить трудно, и основные ее следы приходятся на азиатскую часть СНГ (сообщения и находки гуннского и кырыгизского периода Алтая). Мотивы татуировок кочевых племен были основаны на тотемистической практике шаманизма, выраженной в уникальном «зверином стиле», распространявшемся от фракийских племен на Балканах до Дальнего Востока и Китая.
Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали
Монголославянский период
При выделении славянских племен из социума индоевропейцев имелось несколько обособленных очагов татуирования:
• гетоскифский (западнославянский очаг, основу которого составляли мотивы иллирийцев, трибаллов, фракийцев и скифов),
• скифосакский (центральноазиатский очаг, формировавшийся своеобразным нательным искусством массагетов и финноугров),
• палазиатский (из которого вышел самобытный тюркско-монгольский обряд татуирования).
Однако в период великих походов на Запад, сначала Атиллы, затем многочисленных кочевых племен, окончившихся только в период формирования монгольской империи, отличия в татуировании значительно стерлись. А за триста лет татаро-монгольского ига на Руси общие мотивы устоялись настолько сильно, что выделение каких-либо этнических источников татуирования невозможно и по сей день. Можно лишь отметить, что татуирование к моменту образования Киевской Руси уже перешло из фазы этнической в социальную, дошедшее в этом качестве до начала возрождения искусства татуировки в 19-м веке, и служившее двум задачам — идентификации рода и клеймению преступников.
Средневековый период
В эпоху формирования Российской империи и ее бурной экспансии модификация татуировок проявилась в виде гербовых татуировок знати (дворян) и в способе наказания (речь идет о клеймении и насильственном уродовании преступников).
Как исключение стоит отметить: Петр I ввел обязательное татуирование солдат. На запястье резался крест, в него втирали порох и забинтовывали. Накалывали и личный номер. Варварская идея, зато распознавание погибших солдат в петровской армии было стопроцентным.
Нанесение клейма было реанимировано в екатерининский период: видимо, страсть императрицы ко всему китайскому (ведь именно ей мы обязаны «русско-китайскому» стилю в искусстве — палеху) распространялась не только на искусство. А период освоения окраинных территорий — колоний, как и во всем мире, дал дополнительный стимул к развитию татуирования.
Да и потом, уже в качестве моды, татуировка
# 14 февраля 2015 в 15:06 |
# 14 февраля 2015 в 20:01 |
# 24 февраля 2015 в 10:28 |